Стереотипы на пути к мотоспорту

Жизнь людей полна стереотипов, многие из которых настолько прочны, что изменить их практически невозможно. Мне приходится сталкиваться со стереотипами, связанными с мотоциклами и вождением, постоянно. 
"Мотоциклы это опасно, а мотоспорт тем более", "Детей в мотоспорт ни в коем случае", 
"Все мотоциклисты сумасшедшие" - такое я часто слышу от людей, очень далеких от темы мото, да и вообще далеких. Но при этом мотоциклы любят все, на фестивалях и выставках на наших стендах нет отбоя от мам с детьми, лезущих на мотик и пускающих на них слюни. И при этом в детских соревнованиях кольцевых сейчас уже больше 20 человек, а это хорошая тенденция. Значит этим стереотипам не долго осталось.

Есть еще более жесткие стереотипы: 
"Я умею ездить на мотоцикле - не сложно ж, сел, да поехал.", 
"10 лет езжу и норм, ничего со мной не случилось", "Ну и чему вы можете меня научить? Я и сам все знаю". 
"Трековая езда сильно отличается от городской и мне не нужно ездить на коленке в городе".
Эти опаснее, потому что для первых все спокойно, они не садятся на мот. А вот вторые садятся. И, вероятнее всего, кто-то из них сейчас читает этот пост и кивает головой, да, я тоже так считаю. Просто опыт и накат и все отлично. 

И здесь я сведу воедино свой многолетний опыт наблюдений за водителями на дорогах и реальный уровень тех водителей, которым все же удается донести, что учиться всегда есть чему. Тех, кто приходит учиться, а мы работаем не только со спортсменами, но и с городскими водителями. Как бы это не казалось странным, но большинство людей напрочь отказываются знать о принципах управления штукой, которую они разгоняют под собой до 250-300 кмч. 
Им неведомо как может повести себя мотоцикл на скорости, почему им так трудно вписаться в поворот, как безопасно тормозить, какие действия ни в коем случае нельзя совершать, им не кажется, что они отвратительно и опасно ездят, но они уверены, что им достаточно знаний о том, где расположены рычаги управления и что крутить, чтобы оно начало двигаться. 

Так вот те, кто все же допускает мысль, что есть знания, которыми стоит обогатиться, приходят в школу и очень сильно удивляются тому, что не умеют ничего, не могут выполнить простейшие задания в скоростной езде, не умеют правильно держаться за мотоцикл, правильно тормозить, совершают миллиард дурацких ошибок даже на площадке. 
И тут запросто выдают еще фонтан стереотипов:
"да просто я же не спортсмен", 
"я на таком мотоцикле первый раз", 
"я на треке первый раз..." 
Безусловно, если ты все умеешь, то это должно помешать, именно это.. 
Большинство пришедших, правда, уже через пару занятий полностью меняют свое восприятие и начинают давать трезвую оценку своему уровню вождения.

Ну а те немногие, кто остался верен своей мнимой уверенности, возвращаются в город и продолжают носиться, и даже дтп их не образумит, ведь и на этот случай припасены стереотипы: 
"меня подрезали", 
"там просто ямка или разметка была", 
"он внезапно появился...", 
"я увидел, что лечу в машину и положил мотоцикл, чтобы не войти ходом.."
И здесь не возникнет понимания, что основой в каждой из этих фраз-отмазок лежит неумение водить, неумение тормозить и маневрировать, напряжение при нестабильном покрытии, неумение читать дорогу и соответствовать потоку, неумение выбирать скорость и траекторию движения, паника.

Здесь важно понимать, что система обучения «на категорию» не дает необходимый багаж знаний, и даже курсы продвинутого вождения, которые состоят из нескольких общих занятий тоже. Потому что пользоваться в автоматическом режиме можно только закрепленными навыками, а в экстренной ситуации срабатывают только усвоенные рефлексы. И если правильных усвоенных нет, то сработает природный, а он плохо знаком с физикой и совсем не оценивает реальную ситуацию. Он ведет себя, как блондинка за рулем, оказавшаяся в нестандартной ситуации. Его задача спасаться, хвататься, вцепляться, паниковать, потому что хозяину грозит опасность и надо что-то делать, но что именно непонятно. 
Именно поэтому крайне не корректно считать себя умеющим на основании обрывочных знаний или, что еще хуже, после прочтения пары умных книг.

Существуют стереотипы и у тех, кто сознательно приходит учиться, особенно тех, кто готовится к соревнованиям, то есть имеет четкую цель своего появления в школе. 
"В принципе, я все знаю, но спортивная езда отличается от городской и мне надо немного показать что там делать то надо", 
"Все эти ваши спортивные штуки сломают мне городскую езду и я больше не смогу ездить в городе", 
"На треке то надо быстро ехать, а я пока так не умею", 
"Я пришел к вам, потому что на треке покатался, но у меня вот пара поворотов не получается",
"Я давно шлифую картодромы и всему научился, но почему-то не могу поехать быстрее»
Тут можно отдельную книгу выпускать, потому что это только самое распространенное. Но с этим хотя бы уже можно работать, потому что направить в нужное русло их понимание - дело одного занятия. 

Попутно, конечно же, возникнет еще масса мелких отмазок: 
"Комбинезон не подходит, давит", 
"Ботинки цепляются", 
"Шлем загораживает обзор", 
"Растяжки не хватает", 
"Я вообще старый, мне уже 25 лет") 
и еще куча всего. Тоже на отдельную книгу) И тоже с этим легко работать. Потому что мотивация есть, а это главное.
Весь этот пост родился после очередного пролистывания сводок о дтп с мото, а также прочтения комментов к сообщениям о них. В очередной раз возникла мысль об огромном количестве несведущих, но уверенных. 
И так хочется поговорить лично с каждым, показать как можно, убедить в неправоте и научить. 

Поделись ссылкой с друзьями:

 

Наши занятия для тех, кто желает уметь управлять мотоциклом правильно и безопасно. И для тех, кто хочет стать быстрым и стабильным гонщиком, которому нет равных на любом треке. И для тех, кто любит доводить до совершенства все, за что берется.

Учитесь у лучших, чтобы стать лучшим.

 

Bikeexpert Project Racing - Школа гонщика

email: info@bikeexpert.ru