Проскальзывающее сцепление: надо ли? как работает? какие задачи решает?

Мода на спортивный тюнинг среди начинающих мотогонщиков не проходит, несмотря на кризис и дороговизну большинства няшек. Покупателю предлагается настолько огромный выбор возможных улучшений его байка, а значит и качества его езды, что глаза разбегаются. Я уже писала как-то, что не весь тюнинг одинаково полезен и необходим в данный момент времени и при его выборе имеет смысл применять рациональный подход. Выбирая помощников и улучшателей в соответствии с уровнем своего развития и действительной потребности, а не скупая все подряд, превращая свой мотоцикл в пушку, на которой, к удивлению, все равно не получится сильно ускориться.
Последовательность в улучшении байка помогает более правильно развиваться гонщику. Если мы говорим не о профессиональном спортсмене. Если умения гонщика не позволяют использовать все возможности стокового мотоцикла, а время круга далеко от топа, то в первую очередь должна быть прокачка скилла, а уже во вторую прокачка мотоцикла и именно с целью дополнить его для более быстрого развития себя, а не для замены тюнингом отсутствующих навыков.

Один из таких элементов - помощников, часто обсуждается в среде начинающих гонщиков и обычно включается ими в список первой необходимости. Это проскальзывающее сцепление (slipper clutch).
Функция механизма сцепления заключается
в соединении коленвала двигателя и первичного вала трансмиссии без изменения крутящего момента. 
На дорожных мотоциклах при движении в обычных режимах стандартные решения обычного разрывания потока крутящего момента вполне справляются со своей задачей. Обычная многодисковая муфта исправно работает. Но на спортивных мотоциклах в режимах жесткого торможения и быстрого переключения на пониженные передачи возникают большие значения крутящего момента и мощности, передающиеся на вал. А значит существует потребность в возможности более плавного согласования угловых скоростей коленвала двигателя и первичного вала трансмиссии. И для решения этих задач требуется проскальзывающая муфта. Этот механизм принято называть обгонной муфтой. Поскольку проскальзывание муфты происходит именно тогда, когда ведомый вал начинает обгонять ведущий. 

Как же это работает на современном спортбайке? 
Две части ступицы проскальзывающего сцепления соединены между собой клиновидными выступами. Когда осуществляется передача момента от двигателя к колесу, выступы воздействуют на ступицу прямой стороной, а при обратном направлении скошенной стороной, двигаясь наружу и разъединяя диски сцепления. Это и есть проскальзывание, которое происходит в момент понижения передачи гонщиком. 
В итоге это ограничивает крутящий момент двигателя, давая больше стабильности торможению, снижая возможность блокировки колеса. 
Вся хитрость в том, что ведомые диски сцепления в итоге не имеют прямой связи с первичным валом трансмиссии, в отличии от механизма действия обычного сцепления. 

В движении это происходит так:
Перед поворотом нам требуется погасить скорость, а значит перейти с пика мощности и самой высокой передачи на передачи ниже. При этом скорость падает, а обороты на каждой следующей передаче все больше. 
При торможении и понижении передач возникает обратный крутящий момент, который передаётся от заднего колеса через трансмиссию к ведомым дискам сцепления. 
Ведущие диски создают сопротивление вращению ступицы муфты, поскольку напрямую связаны с коленвалом и находятся в контакте с ведомыми дисками. Муфта же разрывает связь ведомых дисков и первичного вала трансмиссии. 
Ступица муфты может двигаться вдоль оси вала и под воздействовием силы трения и обратного крутящего момента отводит пружины корзины сцепления. 
Теперь ведущие и ведомые диски сцепления скользят между собой до момента выравнивая угловых скоростей. 

Существует несколько различных технических решений обгонной муфты. 
Кулачковые, шариковые, зубчатые муфты. 
Заводы-производители мотоциклов используют простейшие решения, порой не дающие точной работы механизма и все же допускающей блокировку колеса, хоть и не столь сильную, как была бы без применения обгонной муфты. Но чаще всего требующей либо перегазовки для спокойствия, либо ювелирной работы с рычагом сцепления для быстрого скидывания передач и не допуска блокировки. 

Спортивные производители применяют более выверенные решения и за счет используемых материалов, находок в части возможностей пружин и регулирования давления нажимного диска, а также технологии для наилучшего проскальзывания создают продукты, обеспечивающие гарантированную точную работу муфты и полностью убирают возможность блокировки колеса. 

Эти муфты имеют существенно уменьшенное трение, меньшее выделение тепла и существенно долговечнее стоковых. Обычно используются титановые прогрессивные пластины обеспечивающие плавность работы сцепления. И еще одно отличие от стока - диафрагменные пружины. 
Стоковые пружины прогрессивные, чем больше сжимаются, тем труднее их сжимать. 
Диафрагменные 3/4 хода сжимаются с усилием, а оставшуюся 1/4 хода наоборот усилие уменьшается. Для гонщика это означает, что при выжиме рычага сцепления последняя четверть хода будет легче, что существенно упрощает быстрый старт и позволяет держать меньше газа в момент старта. 
Диафрагменные пружины находятся в состоянии покоя, а не в постоянно поджатом состоянии, как на стоке. 
Они оказывают более равномерное давление на пакет сцепления, что тоже улучшает работу сцепления.

Такие муфты имеют возможность регулировки и требуют правильного подбора пружин, поскольку они снижают эффект торможения двигателем. Поэтому новичкам может оказаться не так просто работать на таком мотоцикле. 
Но в целом, этот элемент все же в списке must have для развития, поскольку позволяет сосредоточиться на более важных вещах и получить стабильный мотоцикл на торможении. И более плавный переход в ускорение. 

В современном спорте несмотря на наличие на мотоциклах стабилизирующей и управляющей электроники, а в некоторых командах Moto GP и новейших технологий в коробках передач, снижающих потери на переключениях, все же все равно используется проскальзывающее сцепление ведущих производителей, таких как STM, Suter и других.

Поделись ссылкой с друзьями:

 

Наши занятия для тех, кто желает уметь управлять мотоциклом правильно и безопасно. И для тех, кто хочет стать быстрым и стабильным гонщиком, которому нет равных на любом треке. И для тех, кто любит доводить до совершенства все, за что берется.

Учитесь у лучших, чтобы стать лучшим.

 

Bikeexpert Project Racing - Школа гонщика

email: info@bikeexpert.ru